14-15 декабря 2019 года Всероссийская психоаналитическая научно-практическая конференция с международным участием «Основные формы современного психоанализа».

Овчаренко В.И. Психоаналитическая Россия: Дайджест

 

Библиотека психоаналитической литературы

Труды специалистов РПО

 

 

 

Овчаренко В.И.

Психоаналитическая Россия (Дайджест)

 

Восприятие, использование и развитие психоаналитических идей в России является одной из наиболее интересных и наименее известных страниц истории психоанализа.

 

В то время как революционные идеи З.Фрейда еще встречали преимущественно прохладное или недоброжелательное отношение даже среди его ближайших коллег, в России, начиная с 1904 г., шел активный процесс распространения и проверки психоаналитических идей, который носил преимущественно просветительский характер. Наиболее существенную роль в этом сыграли психиатры, оперативно оценившие содержание, возможности и перспективы психоанализа. Публикации Николая Осипова, Александра Певницкого, Осипа Фельцмана и др. знакомили профессионалов и общественность с идеями З.Фрейда. В 1909 г. психиатр Николай Вырубов начал чтение спецкурса по психоанализу для врачей (по-видимому, одного из первых в мире). В 1910-1914 гг. в Москве издавался журнал "Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии" (Николай Вырубов, Юрий Каннабих, Николай Осипов и др.), фактически ставший международным психоаналитическим журналом, охотно предоставлявшим свои страницы для публикации статей всех известных зарубежных психоаналитиков и российских сторонников психоанализа.

 

В 1911г. россиянка Сабина Шпильрейн защитила одну из первых в мире (если не первую) психоаналитически ориентированных докторских диссертаций ("О психологическом содержании одного случая шизофрении"). Заметным событием в истории психоанализа стали ее доклад (1911) и подготовленная на его основе статья ("Деструкция как причина становления", 1912), влияние которых на создание психоаналитической панорамы природы и сущности человека и культуры признавались самим З.Фрейдом. В 1911 г. Сабина Шпильрейн была принята в Венское психоаналитическое общество, а в 1912 г. Николай Вырубов вступил в Общество индивидуальной психологии. Эти даты формально обозначили нарождение существенных особенностей российского психоаналитического сообщества и российской психоаналитической традиции, для которых с тех пор были характерны определенный плюрализм и толерантность.

 

В первые десятилетия ХХ века Россия лидировала в оперативных переводах и публикациях различных произведений З.Фрейда и его коллег. Это создавало весьма благоприятный фон для распространения всего комплекса психоаналитических идей. В 1912 г. Владимир Сербский (вместе с Михаилом Асатиани, Николаем Баженовым, Николаем Осиповым и др.) организовал Московский психиатрический кружок "Малые пятницы", ставший, в известном смысле, одной из первых организационных структур российских сторонников психоанализа.

После революций 1917 г. и гражданской войны активность российских сторонников психоанализа заметно возросла и уже в 1921 г. Иван Ермаков организовал "Кружок по изучению психологии художественного творчества психоаналитическим методом" (в состав которого входили Александр Бернштейн, Моисей Вульф, Отто Шмидт и др.), фактически ставший ядром будущего Русского психоаналитического общества.

 

В 1921 г. при московском Государственном психоневрологическом институте (Александр Бернштейн и др.) был создан Детский дом-лаборатория (Иван Ермаков и др.) в котором начались систематические работы по детскому психоанализу. Использование психоанализа в лечебных целях регулярно осуществлялось в психотерапевтической лаборатории Института по изучению мозга и психической деятельности (Петроград; Владимир Мясищев и др.). В 1922 г. началось издание (Москва-Петроград) серии книг "Психологической и психоаналитической библиотеки" (Иван Ермаков, Отто Шмидт, Моисей Вульф и др.) в которой были опубликованы основные произведения З.Фрейда и его последователей. В аналогичной серии книг "Вопросы теории и практики психоанализа" (Одесса; Яков Коган и др.) публиковались работы европейских и российских лидеров психоанализа.

 

В 1922-1930 гг. в стране действовало Русское психоаналитическое общество (РПСАО; Иван Ермаков, Юрий Каннабих, Александр Лурия, Вера Шмидт, Сабина Шпильрейн, Моисей Вульф и др.). В 1923-1925 гг. в Москве работал первый в мире Государственный психоаналитический институт (ГПАИ; Иван Ермаков, Роза Авербух, Моисей Вульф, Юрий Каннабих, Вера Шмидт, Сабина Шпильрейн и др.). В московском Психологическом институте поддерживался традиционный (с 1912 г.) интерес к психоанализу и в 1924 г. научный сотрудник этого института Сабина Шпильрейн выступала с докладами о подсознательном мышлении и поведении ребенка. Активно работали психоаналитические группы в Казани, Киеве, Одессе, Петрограде, Ростове-на-Дону, Харькове и др. городах, а также российские психоаналитики и философы, оказавшиеся в эмиграции (Николай Осипов, Моисей Вульф, Борис Вышеславцев и др.).

 

Деятельность российских психоаналитиков отнюдь не ограничивалась только клиническим и прикладным психоанализом. Известно, что российские сторонники психоаналитических идей создали ряд оригинальных концепций: концепцию деструкции (Сабина Шпильрейн), концепции психоаналитической философии революции и любви как космического фактора (Николай Осипов), концепцию синтеза "философии общего дела" Николая Федорова и психоанализа (Александр Горский), "этику преображенного Эроса" (Борис Вышеславцев) и др.

Приблизительно с 1932 г., на протяжении ряда десятилетий, российские психоаналитики и психоаналитически ориентированные ученые, в силу известных репрессивных модальностей советской тоталитарной жизни фактически работали в нелегальных условиях подполья, прекрасно понимая при этом, что рисуют не только своей жизнью, но и жизнью своих родных и близких (Яков Коган, Игорь Сумбаев, Сабина Шпильрейн и многие др.).

В 60-80-х гг. ХХ века в Советском Союзе наблюдался всевозрастающий интерес к психоаналитической проблематике и работам психоаналитиков. В многочисленных публикациях этого времени (в силу идеологического террора вынужденно носивших заведомо избыточный критический характер) в единственно возможной в то время форме распространялась информация о сути различных психоаналитических идей и разнообразных психоаналитически ориентированных направлениях, течениях и школах. Дополнительным импульсом активации этого интереса стал международный Тбилисский симпозиум по проблеме бессознательного (1978; Филипп Бассин, Давид Дубровский, Аполлон Шерозия и др.).

 

Символическим началом нового периода в развитии российской психоаналитической традиции стал 1989 г., когда благодаря усилиям Арона Белкина и Михаила Ярошевского фактически было снято идеологическое и организационное табу с издания психоаналитической литературы и после почти 60-летнего перерыва были опубликованы книги З.Фрейда.

 

В 1990 г. была основана Российская психоаналитическая ассоциация (Арон Белкин, Михаил Ромашкевич и др.). Вскоре началось создание других психоаналитических и психоаналитически ориентированных структур: Восточно-Европейского института психоанализа (1991; Михаил Решетников, Юрий Баранов, Сергей Черкасов, Лев Щеглов и др.) - ныне ведущего образовательного и исследовательского психоаналитического центра России, Ассоциации группового анализа (1994; Владимир Шамов и др.), Института психоанализа (1995; Павел Гуревич, Хачатур Мариносян и др.), Института интерактивной психотерапии и психоанализа (1995; Андрей Россохин и др.), Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации (1995; Павел Гуревич, Алексей Руткевич, Владимир Старовойтов и др.), Московского психоаналитического общества (1995; Сергей Аграчев, Игорь Кадыров и др.), Психоаналитической ассоциации (1993; Мадрудин Магомед-Эминов, Ольга Квасова и др.), Национальной Федерации психоанализа (1997; Михаил Решетников и др.), Института практической психологии и психоанализа (1997; Елена Спиркина, Михаил Ромашкевич и др.) и нескольких десятков других организаций.

 

Началось издание ряда психоаналитических журналов: "Российского психоаналитического вестника" (1991; Арон Белкин, Александр Литвинов и др.), Философского психоаналитического журнала "Архетип" (1995; Павел Гуревич, Наталия Автономова, Валерий Лейбин, Виктор Овчаренко и др.), "Журнала практического психолога" (1996; Александр Лидерс и др.) и многих других.

 

С 2000 г. началась публикация сборника "Русский имаго. Исследования по психоанализу культуры" (Владимир Медведев и др.). Все большее распространение и популярность приобретают различные российские психоаналитические Интернет-сайты (Виктор Николаев и др.).

 

Возобновлена традиция массового издания разнообразной переводной психоаналитической и психоаналитически ориентированной литературы, представляющей все направления, течения и школы классического и современного психоанализа в его единстве и многообразии.

 

В России и за рубежом публикуются книги и статьи российских авторов (Арон Белкин, Павел Гуревич, Сергей Зимовец, Валерий Лейбин, Виктор Овчаренко, Михаил Решетников, Алексей Руткевич, Александр Эткинд и др.).

 

Расширяются и углубляются профессиональные контакты и человеческие связи между российскими психоаналитиками и их зарубежными коллегами, часть которых оказывает россиянам благородную помощь в подготовке национальных психоаналитических кадров. В России постоянно организуются различные международные, всероссийские и другие конференции, семинары, круглые столы и т.д. В свою очередь российские психоаналитики все чаще принимают участие в работе различных психоаналитических форумов в ряде стран Европы и Америки.

 

В 1999 г. при Восточно-Европейском институте психоанализа в Санкт-Петербурге (ректор Михаил Решетников) при поддержке зарубежных коллег был создан оригинальный Музей сновидений Зигмунда Фрейда (Виктор Мазин и др.).

 

Бурное развитие теоретического, прикладного и клинического психоанализа в России обусловливается не только содержанием психоаналитических идей и результатами психоаналитической терапии, но и различными организационными решениями и мероприятиями.

 

Существенным импульсом динамичной эволюции российского психоанализа стал беспрецедентный в мировой практике Указ Президента Российской Федерации "О возрождении философского, клинического и прикладного психоанализа" (Москва, 19 июля 1996 г., №1044), создавший необходимые предпосылки для нормального развития психоанализа как одного из направлений современной психологии и психотерапии.

 

Стремясь к сбалансированному развитию российской психоаналитической традиции, российские сторонники психоанализа уделяют всевозрастающее внимание и теоретическому, и прикладному и клиническому психоанализу. Все более профессиональной становится деятельность многих десятков психоаналитических институтов, ассоциаций, организаций и групп. Ширится клубное психоаналитическое движение (Санкт-Петербург, Москва, Ростов-на-Дону и др.).

 

Активизируются исследования по истории российского психоанализа и психоаналитического движения (Александр Литвинов, Валерий Лейбин, Виктор Овчаренко, Дмитрий Рождественский, Александр Эткинд и др.). В 2002 г. в Ростове-на-Дону на доме Сабины Шпильрейн установлена посвященная ей мемориальная доска (Владислав Ермак и др.).

 

Ныне в орбиту разнообразной психоаналитической деятельности вовлечены теоретики и практики около 50 городов России, расположенных в ее различных регионах. Постепенно возрастают удельный вес и популярность психоаналитической и разнообразной психоаналитически ориентированной терапии в общей психотерапевтической практике.

 

Достойно преодолевая всевозможные и весьма значительные трудности, российское психоаналитическое сообщество с возрастающей ответственностью стремится соответствовать актуальным потребностям и вызовам XXI века.


 
 

© Русское психоаналитическое общество, 2005-2019. Все права защищены. Тел. +7 (495) 691-71-16, E-mail: arbat_rps@mail.ru