14-15 декабря 2019 года Всероссийская психоаналитическая научно-практическая конференция с международным участием «Основные формы современного психоанализа».

Овчаренко В. И. Как дело наше отзовётся?

 

Библиотека психоаналитической литературы

Труды специалистов РПО

 

 

 

Овчаренко В.И.

Как дело наше отзовётся?

 

Материалы Всероссийской психоаналитической конференции

«Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире: психоаналитические концепции». М., 2006, С. 63-65.

 

Традиции всех предшествующих поколений,

тяготеют как кошмар над умами живых.

К.Маркс

 

 

Возрождение и бурное развитие российского психоанализа уже стало существенным благотворным фактором раскрепощения ряда социальных и гуманитарных дисциплин, социальной мысли и общественной жизни.

 

Всевозрастающее влияние психоаналитических и психоаналитически ориентированных идей, концепций и теорий является предметом законной гордости российского психоаналитического сообщества, но вместе с тем оно может и должно быть предметом профессиональной и гражданской ответственности и озабоченности.

 

Психоаналитические знания как таковые являются знаниями профессиональными или, во всяком случае, в первую очередь профессиональными. Их популяризация и внедрение в общественное, групповое и индивидуальное сознание, восходящее к деятельности самого З.Фрейда и его многочисленных последователей, являются традиционными на протяжении уже почти сотни лет.

 

Причём в ряде стран Европы и Америки психоаналитические идеи распространялись преимущественно постепенно и в более-менее подготовленной бытовой культурной среде, которая, в общем, оказалась способна к их адаптации и элиминации значительной части реальных и потенциальных опасностей.

 

В силу известных модальностей российского бытия, нетривиальные психоаналитические идеи распространялись в современной России в несравненно более высоком темпе и при менее благоприятных обстоятельствах, обусловленных специфической патриархальностью, искусственным массовым ханжеством и угрожающей неустойчивостью социальной, профессиональной, семейной и индивидуальной жизни.

 

Динамичное распространение комплекса психоаналитических и психоаналитически ориентированных идей и практик в нестабильной социокультурной среде с особой отчетливостью продемонстрировало, что наряду с гениальными прозрениями и мощным гуманистическим зарядом, психоаналитическое учение вместе с тем обладает и большим деструктивным потенциалом, вполне способным оказать весьма существенное разрушительное воздействие на индивидуальном, групповом и общественном уровнях.

 

К существенным деструктивным компонентам психоаналитического учения могут быть отнесены фаллоцентрические ориентации классического психоанализа, психоаналитический сексизм и психоаналитические гендерные шаблоны.

 

Фаллоцентрические ориентации психоанализа (наличие которых ныне не отрицается), в конечном счете, являют собой ничто иное, как специфическую концептуально-методологическую проекцию собственных представлений и предрассудков З.Фрейда, не подкреплённую никакими доказательствами. Одним из наиболее ярких подтверждений именно такой природы данных ориентаций было, например, утверждение З.Фрейда о мужской природе психосексуальной энергии либидо.

 

В общих чертах, позволительно полагать, что психоаналитический сексизм (являющий собой психоаналитически окрашенную мифологизированную дискриминационную идеологию, утверждающую предопределённость меньших способностей и возможностей женщин и, отчасти, некую ущербность их духовного мира) и психоаналитические гендерные шаблоны (представляющие собой комплекс психоаналитически акцентированных эталонов, содействующих формированию и поддержке неполноценных социальных моделей женщин и доминантных моделей мужчин, определяющих их поведение, положение и роль в общественных институциях) несут определённую угрозу для формирования полноценной половой идентичности и психического здоровья.

 

Ныне ряд положений классического и современного психоанализа (о «зависти к пенису», «кастрационном комплексе», «комплексе Эдипа» и др.) являются источником и питательной средой для сотворения и массового распространения различных ненаучных и, как правило, откровенно вздорных идей и мифов о некой неполноценности женщин, причем со ссылками на несуществующую «психоаналитическую науку».

 

Бездумное тиражирование этих идей и мифов в средствах массовой информации уже сейчас представляет определённую опасность не только для нормального формирования и развития отдельных граждан, но и общества в целом.

 

В силу этого обстоятельства в профессиональном психоаналитическом сообществе было бы не бесполезно вновь обратиться к обсуждению вопросов о подлинном содержании, достоверности, декларированной универсальности и действительном статусе реальных и потенциальных деструктивных компонентов психоанализа, а также различных возможностях уменьшения их негативного воздействия на психику граждан, их ориентации и жизнь.

 

При этом было бы целесообразно принять во внимание и то, что фаллоцентрические, сексистские и гендерные положения классического психоанализа создавались на основе статистически нерепрезентативных данных, что их содержание конфликтует с верификационными критериями современной науки и что они, в лучшем случае, могут квалифицироваться как рабочие гипотезы, подлежащие соответствующей проверке.

 

В этой связи желательно усилить корректное психоаналитическое просветительство с соответствующим благоразумным подчеркиванием, что естественные половые различия между женщинами и мужчинами не дают никаких оснований для рациональных предположений о какой-либо биологической, психической, интеллектуальной, социальной или иной неполноценности или ущербности женщин.

 

Ортодоксальное восприятие и охранительное отношение ко всем положениям психоаналитического учения являются наихудшей из услуг, которые могут быть оказаны этому учению.

Ответственная психоаналитическая деятельность в её теоретических, прикладных, клинических и просветительских измерениях естественно предполагает постоянную критическую ревизию психоаналитического наследия и развитие его достоверного и доброносного потенциала.


 
 

© Русское психоаналитическое общество, 2005-2019. Все права защищены. Тел. +7 (495) 691-71-16, E-mail: arbat_rps@mail.ru